В последнее время на российском рынке турникетов увеличилось число торговых марок, и значительно расширился ассортимент предлагаемых моделей, усложнилось их техническое оснащение, изменились потребительские свойства турникетов. Разнообразие моделей, их конструктивных и дизайнерских решений, многообразие функциональных, технических и потребительских свойств турникетов - всё это делает проблему выбора необходимой модели достаточно сложной задачей.

В данной статье рассмотрим основные свойства, достоинства и недостатки наиболее популярных типов турникетов.

Турникеты-триподы
Самый распространенный тип турникета, в основе конструкции которого - три вращающиеся преграждающие планки. Турникет-трипод может быть навесным и стационарным. Отличие в том, что у стационарного турникета есть установочная тумба, а навесной вешается на стену или на существующее ограждение. Навесные турникеты немного дешевле, а кроме того проще в установке и занимают меньше места, однако не всегда удачно вписываются в интерьер, и тогда лучше использовать стационарные турникеты, которые сами формируют пространство. Основные преимущества триподов: невысокая стоимость, компактность, возможность гармонично вписать в любой интерьер. Недостаток же в низком уровене защиты охраняемого объекта. Трипод можно перепрыгнуть или просто подлезть под преграждающие планки. Поэтому их рекомендуется устанавливать там, где существует дополнительный пост охраны.

Калитки
Ещё один тип недорогих, компактных турникетов, обычно выполняется в виде распашной заградительной конструкции. В самом простом варианте это обыкновенная преграждающая планка или штанга которую при проходе можно просто толкнуть рукой. В более сложном варианте калитка выполняется в виде дверки, высота которой может достигать полутора метров.
Существуют также двухстворчатые распашные калитки, с помощью которых можно организовать расширенные проходы. Одно из достоинств калиток в том, что при их использовании очень легко организовать режим «нормально открыто», что значительно увеличивает срок службы устройства. Кроме того, в этом режиме при необходимости можно обеспечить проход большого потока людей.
Существуют также «моторизованные» калитки, которые могут открываться автоматически либо с пульта охранника, либо от средства идентификации (карточка, брелок, радиобрелок и т.д) посетителя.
Основной недостаток калитки - низкий уровень защиты охраняемого объекта.

Полуростовые роторные турникеты
«Вертушка» высотой, примерно, в один метр. Обеспечивает бОльшую степень защищенности, чем трипод и калитка, но требует большего пространства для установки. Такой турникет выполняется или из сплошных створок или из створок в виде параллельно расположенных брусьев. Бывают как трехлопастные, так и четырёхлопастные модели. При установке роторных турникетов практически всегда возникает проблема, связанная с проносом через эти турникеты негабаритных грузов, поэтому следует предусмотреть дополнительные проходы, тем более, что этого требуют и правила пожарной безопасности.

Полноростовые роторные турникеты
Обеспечивают максимальную степень защищённости. Эти турникеты представляют собой конструкцию с высотой прохода от двух до двух с половиной метров, могут быть выполнены в виде вращающихся брусьев, вращающихся стеклянных створок и т.п. Существуют модели, разработанные специально для установки на улице. Некоторые модели полноростовых роторных турникетов оснащены металлодетектором, весовой панелью, внутренним дополнительным средством идентификации, усиленным блокиратором. Недостатки этого типа турникетов: небольшая пропускная способность (примерно 10 человек в минуту), сложность прохода с негабаритными предметами, сложность организации режима «антипаника» и большие габариты.

Скоростные турникеты (моторизованные проходы)
Обеспечивают наибольшую пропускную способность.
Они могут иметь конструкцию с дверцами небольшой высоты или высокими створками, обеспечивающими повышенную степень защиты. Также существуют модели с выдвижными створками (например, на станциях московского метро). Скоростные модели могут работать в режиме «постоянно открыт», т.е. створки в исходном положении открыты и закрываются только при попытке несанкционированного прохода. Этот режим и обеспечивает высокую пропускную способность. Кроме того, благодаря режиму «постоянно открыт» турникет прослужит дольше за счёт значительно меньшего числа срабатываний в единицу времени.